Софт-Портал

Игра На Гуслях Скачать

Рейтинг: 4.9/5.0 (865 проголосовавших)

Категория: Игры

Описание

Скачать книгу А

А.М. Мехнецов - Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. Часть 1
Настоящее издание включает первую часть исследования русской гусельной традиции по материалам фольклорных экспедиций 1980-х - 1990-х годов в Псковскую и Новгородскую области. В публикации раскрывается специфика русской гусельной традиции как одной из ярких и самобытных сторон народной культуры и приводится описание коллекций крыловидных гуслей, содержащихся в фондах Российского фольклорно-этнографического центра, даются фотографии и чертежи инструментов. Публикация, посвященная древнерусскому музыкальному инструменту, может быть интересна как специалистам в области истории музыкальной культуры, инструментоведения, этномузыкологии, фольклористики, так и широкому кругу читателей.

Название. Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. Часть 1
Автор. Мехнецов А.М.
Издательство. Фольклорно-этнографический центр
Год. 2006
Страниц. 88
Формат. pdf
Размер. 101 Мб
Качество. отличное
Язык. русский

Скачать книгу Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. Часть 1

Скачать бесплатно А.М. Мехнецов - Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. Часть 1 Похожие новости Комментарии (0) Качай бесплатно книги, аудиокниги, журналы

Литвик.ру Онлайн библиотека LitVik.ru создана для всех, кто любит литературу и старается познать что-то новое для себя.

игра на гуслях скачать:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Практический курс игры на гуслях звончатых

    Практический курс игры на гуслях звончатых

    М. «Музыка», 1989. 118 с. ил.

    Гусельные «словесы» легендарного Бояна в «Слове о полку Игореве». Гусли звончатые, яровчатые народного эпоса, былинных гусляров Садко и Добрыни Никитича, Ставра Годиновича и Соловья Будимировича. Гусли-самогуды не продажные, и заветные русских народных сказок. Гусли наидревнейшей фрески XI века Софийского собора в Киеве. Гусли из раскопок Древнего Новгорода XI-XII веков. Гусли на браслете из клада Старой Рязани XII-XIII веков. Гусли древнерусских книжных миниатюр XIV-XVI веков. И гусли, которые вы сейчас держите в руках, – братья. Еще мгновение, и вы услышите то самое «гудение струнное», от которого и пошло название гуслей. Это «гудение струнное» издавна у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Орфей звуками кифары очаровал бога подземного царства Аида, Вяйнямёйнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией, а Садко своими гуслями усмирил морского царя. И в пословицах говорится: «Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют».

    Прикоснитесь к струнам, и вы убедитесь, что это действительно так: они заиграют сами.

    Гусли помогут Вам выразить все, как в былине говорится:

    Заиграл Добрыня по-уныльному,
    По-уныльному, по-умильному.

    Заиграл Добрыня по-веселому.

    Тот же Добрыня Никитич еще и «выигрывает» свои «похождения», то есть сказывает под аккомпанемент гуслей.

    Еще в древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив. Правда, одно время казалось, что гусельной игры уже не существует в живом бытовании. «Ныне гусли в руках русского народа представляют весьма редкое, исключительное явление»*, – писал в 1890 году известный фольклорист и историк музыки А.С. Фаминцын, автор книги о русских гуслях. Но вот прошло почти столетие и фольклорные экспедиции Ленинградской консерватории под руководством А. М. Мехнецова в 1981-1987 годах записали в Псковской области более восьмисот гусельных наигрышей от пятидесяти гусляров – наших современников. В 1985 году вышла пластинка «Псковские гусли» с записями замечательного псковского гусляра И. И. Михайлова, в 1987 году комплект из двух пластинок «Гуди гораздо» с наигрышами гусляров Т.И. Баранова и Т.Т. Тимофеева. Так что гусельная игра сохранилась, этот древнейший, реликтовый вид народной музыкальной культуры можно услышать в живом бытовании. Прежде чем взять в руки гусли звончатые, внимательно вслушайтесь в народные гусельные наигрыши.

    Глубоко убежден, что именно с гуслей должно начинаться постижение народной инструментальной музыкальной культуры, музыкальное воспитание. Вот и в данном случае важно, чтобы вы научились не просто бряцать на некоем музыкальном инструменте, а именно на гуслях. На инструменте, который сам по себе является одной из форм национального музыкального мышления, закрепленной и в музыке, и в литературе, и в изобразительном искусстве.

    Практический курс состоит из нескольких разделов. К изучению каждого нужно отнестись с одинаковым усердием, так как они дополняют друг друга.

    Нотное приложение рассчитано на практическое закрепление пройденного материала. Некоторые пьесы могут быть использованы как концертный репертуар.

    * Фаминцын А.С. Гусли – русский народный музыкальный инструмент. Спб. 1890. С. 75.

    КАК КУПИТЬ УЧЕБНИК


    1. В Москве – в магазинах:
      • «Ноты» – Тверской бульвар д.9. Тел. (495) 202-09-13.
        Часы работы: 10-20 в будни, по субботам до 19, без перерыва, воскр. – выходной.
      • «Лютье» (бывш. «Летний сад») – Б.Никитская, д.46. Тел. (495) 290-06-88.
        Часы работы: 9-21, без выходных.
    2. Учебник можно заказать наложенным платежом с почтовой доставкой в любой регион России. Стоимость учебника – 350 руб. + стоимость почтовых услуг (зависит от региона).

    Вы можете заказать учебник прямо сейчас, заполнив форму:

    Гусляры России –
    Нежное созвучие…
    Гусляры России –
    Серебро певучее…

    Льется ваша музыка,
    Как в России реки.
    Гусли древнерусские
    в XXI веке!

    Г.Звенигородский,
    «Гимн гусляров», 2003


    Ю.Евтушенко Практический курс игры на гуслях звончатых
    М. «Музыка», 1989
    Теперь можно заказать на сайте!
    Подробнее…

    Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы

    Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. Часть 1
    Категория: Искусство

    автор: Palladin | 11-08-2013, 18:10 | Просмотров: 1212

    Название. Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. Часть 1
    Автор. Мехнецов А.М.
    Год. 2006
    Страниц. 88
    Формат. pdf
    Размер. 101 Мб
    Качество. отличное
    Язык. русский

    Настоящее издание включает первую часть исследования русской гусельной традиции по материалам фольклорных экспедиций 1980-х - 1990-х годов в Псковскую и Новгородскую области. В публикации раскрывается специфика русской гусельной традиции как одной из ярких и самобытных сторон народной культуры и приводится описание коллекций крыловидных гуслей, содержащихся в фондах Российского фольклорно-этнографического центра, даются фотографии и чертежи инструментов. Публикация, посвященная древнерусскому музыкальному инструменту, может быть интересна как специалистам в области истории музыкальной культуры, инструментоведения, этномузыкологии, фольклористики, так и широкому кругу читателей.

    Скачать книгу

    Другие новости по теме:

    Гусли: традиции, современность

    Ставим струны

    На ваших гуслях нет струн и вы не знаете как их поставить? Вы заказали себе гусли со струнами, настроенные, всё было хорошо и вдруг — беда — порвалась струна.

    Приведённая методика усвоена от Донатса Вутинса (Donats Vucins - легендарный мастер, стоявший на заре возрождения латышских гуслей в конце прошлого века), проработана и усовершенствована мной.

    Для того, чтобы воспользоваться моей методикой вам понадобятся: 1) гусли :), 2) струны, 3) пальцы :), 4) плоскогубцы и(!) "утконосы". У меня в футляре всегда с собой плоскогубцы и "утконосы". Рекомендую вам также с ними не расставаться.

    Возьмите струну и "откусите" с неё все петельки, косички и прочую "негусельную инфраструктуру". Затем кончик струны длиной 2,5—3 см оберните пальцами вокруг окончания "утконосов".

    Убедитесь, что загиб получился скруглённый, без заломов. Зажмите загиб кончиком плоскогубцев, как это показано на иллюстрации. Коротким хвостом от себя.

    Основной мажорный аккорд для рассматриваемого строя. Как правило все мажорные наигрыши исполняются именно в этой тональности. Часто в белорусских и латышских танцах мелодия выщипывается в сопровождении только двух аккордов: до мажора и ре минора с басом соль.

    Часто для мажорных наигрышей используют разновидность строя с си-бекар (9-я струна).

    Другой популярной мажорной тональностью для этого строя является фа мажор.

    Основной минорный аккорд для рассматриваемого строя. Большинство минорных наигрышей исполняются именно в этой тональности. Много белорусских минорных народных песен исполняются под аккомпанемент всего нескольких аккордов: ре минора и соль минора. Так же аккорд до мажор нередко следует за ре минором в аккомпанировании белорусским мелодиям.

    Часто для минорных наигрышей используют разновидность строя с си-бемоль (9-я струна).

    Другой популярной минорной тональностью для этого строя является ля минор.

    Ре минор полный

    Это разновидность аппликатуры для ре минора, когда есть необходимость добраться до 11-ой струны (верхнее ре), тогда большим пальцем левой руки можно изловчиться и заглушить сразу две струны 9-ю и 10-ю.

    Это аккорд эпизодический, часто не встречается, потому как очень неестественно приходится выворачивать левую руку.

    Ре минор с басом соль

    Редко где встречается, за исключением мажорных танцевальных наигрышей, где обычный ре минор показался бы слишком контрастно минорным. В то время как ре минор с басом соль звучит очень весело.

    Традиционно используется в латышских танцах.

    Используется редко: как правило, только если играть в тональности ля минор. Для этого используют разновидность строя с си-бекар (9-я струна).

    Часто встречается практически во всех тональностях. Так же фа мажор является одной из возможных мажорных тональностей для гуслей этого строя.

    Один из наиболее часто встречаемых практически во всех тональностях аккордов. Очень расширяет диапазон гусельных возможностей перестройка 9-й струны с си-бемоль на си и обратно. Т.к. это соответственно позволяет использовать в разных композициях и соль минор, и соль мажор. Так же соль минор является одной из возможных (правда редко встречаемой) минорных тональностей для гуслей этого строя.

    Алесь Чумаков. Минск. 2008 год.

    Самоучитель игры на гуслях

    Самоучитель игры на гуслях. С. Скрипкин.

    Скачать полный вариант самоучителя в формате Word:
    samouchitel-igry-na-guslyah.doc

    Когда речь заходит о русском народном инструменте, почему-то все вспоминают балалайку. Действительно, в советское время за границей, образ русского человека состоял из шапки-ушанки, телогрейки, керзовых сапог и балалайки. Но балалайка – инструмент 19-ого века! Когда говорят о древнем русском народном инструменте, то тут вспоминают гусли. Но гусли в наше время это скорее сказочный инструмет, чем русский народный. Само слово «Гусли» отзывается в душе образами былинных, сказочных героев, волшебными переливами струн усыпляющими как кот баюн, или заставляющие плясать до упада… В наше время люди даже плохо представляют как выглядят гусли. Первое, что приходит на ум – это волк с гуслями из мультфильма «Ну,погоди!» или седой старец с ящиком со струнами на коленях… На самом деле это совсем не так! В средние века гусли представляли из себя узкую, не очень длинную дощечку со струнами от 6-и до 9-и, и эти гусли можно было сунуть под мышку или засунуть в колчан из под стрел. И играли на них вовсе не старцы. В средние века воин ценился не только умением владеть оружием, но и мастерством игры на гуслях. Русские воины поражали византийских жителей красотой игры на гуслях.

    В наше время гусли постепенно возвращаются – это и академические гусли, столовидные и шлемовидные, крыловидные гусли и гусли с игровым окном. Все большее число мастеров делают гусли. Не проблема заказать гусли у такого мастера через интернет и получить их по почте.

    Как выбрать гусли? Конечно это дело вкуса, но как учебные, как первые гусли я бы посоветовал 9-и струнные крыловидные. Но даже определив вид гуслей и количесво струн, придется повыбирать, т.к. видов крыловидных гуслей достаточно много. Обычно выбор определяется формулой цена-качество.

    Различаются и школы игры на гуслях. Есть академическая школа. Эта школа предполагает серьезную музыкальную подготовку, знание сложных гармонических сочетаний, а по манере игры и звуковоспроизведению ближе к арфе. Другая школа – это наигрышники. Эта школа основана на изучении сохранившихся традицией гусельных наигрышей. Предлагаемый курс представляет собой нечто среднее. В основу положен древний строй, а обучение строится с позиции современной музыкальной грамоты. Курс будет интересен людям уже имеющим музыкальное образование, но так же легко доступен людям, не имеющим об этом образовании ни какого представления.

    Ко всему сказанному добавлю, что гусли – уникальный инструмент! Это не только окно в древнюю Русь, это удивительные звуки! Это ни гитара, ни рояль и не гармонь… Зуки эти не только приятны на слух, но и полезны. В древние времена гусли были культовым инструментом, т.к. обладают лечебным и магическим действием. Под гусельную игру певцы и танцоры входили в транс и теряли восприятие времени. И это совсем не сказка, что пляс под гусли мог довести до упада… В конце-концов, по моему мнению, гусли – лучший инструмент для приобщения ребенка к музыке. Живой звук, чистые гармоничные музыкальные сочетаня, недоступные другим темперированным инструментам (пианино, гитара, гармошка), позволят развить слух и приобщиться к русской культуре.

    Добавить комментарий